Рыболовный магазин
Нижний Новгород, Нижне-Волжская наб
+7 (831) 293 14 83
+7 (910) 162 08 61

Вход

Добро пожаловать, дорогой друг.
Войти

Регистрация

Готовы совершить лучшие покупки? Давайте начнем!
Зарегистрироваться

Напоминание пароля



Вы забыли свой пароль? Не переживайте, мы напомним. Введите email, который вы использовали при регистрации




Напомнить пароль

Add a Review

На основании 62 отзывов

Повышение качества образования в болонском процессе

4288 руб

В наличии

Вн.код 723127

Посмотреть все товары категории рыбалка

В этом же Послании подчеркивается, что формирование отношений взаимного доверия между странами к качеству их высшего образования не может основываться только на использовании общих для всех стандартов. Наиболее целесообразной здесь представляется разработка на европейском уровне механизмов взаимного признания результатов оценки качества, учитывающих национальные особенности и содержательные отличия объектов оценки. На фоне всех предпринятых образовательным сообществом попыток приблизиться к единым трактовкам понятия качества образования проблема отсутствия стандартизации и терминологической ясности попрежнему существует. Во всех выработанных определениях можно про- Болонский процесс и качество образования. В сентябре г. Согласно этому документу, качеству принадлежит центральная роль в высшем образовании, а оценка качества должна: Контроль качества призван сосредоточиваться на самих основах образовательной деятельности. Принципиальное значение придается также широкой публичной огласке результатов контроля. При этом сам контроль качества рассматривается как органическая составляющая вузовской культуры. Стандарты не должны становиться ограничителями многообразия и конкурентоспособности. Главное это реакция вуза на изменения. Из этого делаются два вывода: Применение стандартов, количественных методов, наборов критериев или контрольных перечней не повлияет существенным образом на качество высшего образования и не сделает контроль качества более эффективным. Автономия вуза это главная предпосылка его реагирования на изменения. Отсюда следует, что каждое учебное заведение решение о стандартах принимает самостоятельно на основе своих целей и миссии. В заявленной 12 апреля г. Причем более часто вузы, осуществляющие подготовку в сфере бизнеса, экономики, инженерии и технологий. При внешней оценке новых типов квалификаций, новых типов вузов и частных учебных заведений акцент делается на соответствии стандартам качества. Определились цели внешнего оценивания: К типам оценивания и контроля качества стали относить: Одним из наиболее общеупотребимых типов оценивания и контроля качества является аккредитация. С конца х годов в Европе резко возрос интерес к аккредитации как к инструменту оценки качества университетов и их программ. Этому способствовали такие факторы, как развитие общества, основанного на знаниях, влияние интернационализации и глобализации, более активное, чем раньше проникновение рыночных факторов в систему высшего образования. Не на последнем месте стоят процессы поиска совместимости систем высшего образования, заданные Болонской декларацией. Системы аккредитации на основе существующих схем обеспечения качества или как новые системы были созданы в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии Фландрии , Норвегии и Испании. Во многих других странах Западной Европы появляются механизмы частичной аккредитации. Согласно одному из исследований ENQA, в г. Однако уже спустя 5 лет картина существенно меняется: Это означает, что аккредитация в Европе развивается как обособленная.

Чтобы способствовать развитию процесса совместимости, в данный момент рассматривается идея о создании Европейского консорциума по аккредитации European Consortium for Accreditation, ECA , включающего агентства по аккредитации из 8 стран Западной Европы. Большинство национальных аккредитационных структур агентств, бюро основывают свою работу на следующих принципах: Поэтому постепенный и добровольный переход на унифицированные правила представляется лучшим и, похоже, является самым популярным путем развития агентств по аккредитации и обеспечению качества. Конечно, разработка общих международных стандартов будет делом тонким, требующим всестороннего учета культурной и нормативно-правовой специфики каждой из стран. По мере диверсификации услуг в сфере высшего образования появляются и новые форматы аккредитации. Государственные органы аккредитации и обеспечения качества сохраняют большой вес в этой сфере, однако появляются и узкоспециализированные организации, занимающиеся аккредитацией учебных курсов по самым разным направлениям от бизнеса до ветеринарии, от бухгалтерского учета до машиностроения. Что касается сути аккредитации, то она, как правило, имеет двойную направленность: Отношения между обоими типами аккредитации в различных образовательных системах выстраиваются неодинаково. В последние годы отмечается смягчение напряжения между ними, а также тенденция к их растущему совмещению. Идет поиск нужного баланса, поскольку простое институциональное оценивание не достигает базовых составляю- Болонский процесс и качество образования. Наметилось сближение базовых методологических составляющих обеспечения качества высшего образования посредством аккредитации, которые охватывают: В ряде стран Швеция, Великобритания в процедурах внешнего оценивания активно участвуют студенты. Болонский процесс развивает и практику внутреннего обеспечения качества. В настоящее время основной тенденцией в области обеспечения качества высшего образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки самообследования вузов на основе тех или иных моделей менеджмента качества.

  • Feeder secret прикормка
  • Весло мотор для лодки пвх
  • Магазин для рыбалки ноябрьск
  • Недорогой отдых в подмосковье для пенсионеров с рыбалкой
  • Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть, в высшее учебное заведение, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы. Как правило, внутренним оценкам подвергается собственно преподавание, учебный процесс, реже научные исследования. Только четверть вузов осуществляет мониторинг других составляющих деятельности учебных заведений. Но при этом эксперты крайне осторожны в том, что касается реального состояния качества и его реального повышения на основе самооценки, к тому же несовершенство самих процедур оценки качества не позволяет увидеть подлинные и ключевые проблемы качества и вуза. Измерение, управление Часть третья. В Бурмистрова Новосибирский государственный технический университет Следование образовательного учреждения принципам качества предполагает поступательное движение по циклу Деминга: Простота и очевидность данного представления деятельности любой организации не умаляет важности каждого этапа цикла. Планирование должно быть подробным и дальновидным, реализация планов четкой и аккуратной, оценка всесторонней и объективной, улучшения обоснованными и эффективными. От правильности оценки зависят как принятие мер по улучшению, так и дальнейшие планы с их реализацией. Для производственных предприятий разработано множество эффективных методов измерения и оценки качества: Организации, работающие в сфере услуг, зачастую имеют трудности на этапе оценки своей деятельности и не могут выделить критерии, подлежащие измерению. Эта проблема стоит и перед некоторыми вузами как поставщиками образовательных услуг. Традиционно вузы стремятся наладить связь с потребителями, а именно: Новосибирский государственный технический университет пошел тем же путем. Удовлетворенность студентов оценивается путем анкетирования.

    повышение качества образования в болонском процессе

    Для установления связи с организациями потребителями молодых специалистов в сентябре был создан Кадровый центр поддержки трудоустройства студентов и выпускников. Данный центр планировался как многофункциональная структура, но на первом этапе в связи с финансовыми ограничениями действовал, как стандартное кадровое агентство. За время существования были достигнуты определенные результаты, например, создана эффективная информационная Университетское управление: Однако наряду с успехами есть и проблемы. Можно выделить две основные категории стоящих перед центром проблем: В связи с этим число организаций, подбирающих персонал через Кадровый центр НГТУ, нельзя назвать большим или хотя бы достаточным для составления достоверной статистики об удовлетворенности работодателя качеством подготовки выпускников и о потребностях рынка труда в молодых специалистах различных специальностей. В сложившейся ситуации цели Кадрового центра оценка качества образования, обоснованная коррекция учебных планов и номенклатуры специальностей, разработка программ дополнительного образования представляются задачами с большим числом неизвестных. Из конъюнктурных проблем вытекают финансовые: Решение проблемы видится в изменении источника финансирования и, соответственно, способа взаимодействия с организациями потребителями специалистов. Кадровый центр должен функционировать как элемент системы менеджмента качества в рамках отдела качества за счет средств вуза. В этом году в НГТУ был создан такой отдел, к которому и планируется прикрепить Кадровый центр в качестве звена, ответственного за связь с потребителем образовательных услуг. Оптимизация системы управления вузом подразумевает скорее затраты, чем прибыли на этом участке.

    повышение качества образования в болонском процессе

    А данный подход призван разрешить стоящие конъюнктурные проблемы и обеспечить ориентацию на потребителя. Несмотря на возможность в перспективе решить возникшие проблемы, можно предложить дополнительный выход из ситуации. Согласно концепции TQM Total quality management , лояльность потребителей тесно связана с лояльностью служащих. Руководство может пытаться внедрять стандарты качества работы, но, в конечном счете, от сотрудников зависит, насколько они будут придерживаться этих стандартов. В связи с этим одним из показателей качества образовательных услуг может служить удовлетворенность преподавателей. Даже производственные организации зачастую рассматривают удовлетворенность служащих как основной показатель качества работы. В образовании тем Болонский процесс и качество образования. Низкая удовлетворенность персонала может быть интерпретирована как негативная оценка качества. Процесс по определению удовлетворенности лояльности преподавателей может включать регулярные опросы гласные и анонимные , всеобщие собрания. В анкетах можно предложить ранжировать представленные в списке проблемы, назвать дополнительные, указать возможные пути решения, высказать пожелания по различным аспектам: Можно попросить дать балльную оценку текущего состояния дел или предпринятых на предыдущем этапе мер. Результаты анкетирования персонала должны группироваться по дисциплинам, кафедрам, факультетам, вузу в целом и обязательно предаваться гласности на каждом этапе консолидации. Управленческие решения, а также стратегические и оперативные планы должны ссылаться на позицию сотрудников по соответствующим вопросам, чтобы преподаватели видели конкретную отдачу от своего участия. Вовлечение в процесс управления преподавателей может дать дополнительные преимущества. Будучи в непосредственной близости к образовательному процессу, имея творческий склад ума и высокий интеллект, а также применяя научный подход, сотрудники почти наверняка предложат ценные и неординарные идеи. Участие персонала развивает чувство гордости собой, чувство принадлежности к коллективу, поднимает корпоративный дух.

    Таким образом, используя критерий удовлетворенности преподавателей различными аспектами работы, можно составить представление о моральном состоянии коллектива и, соответственно, о качестве работы. Во-вторых, - качество подготовки студентов, которое в условиях, когда массовое высшее образование стало реальностью, может быть достигнуто только на пути диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи. И, наконец, в-третьих, - качество инфраструктуры и "физической учебной среды" высших учебных заведений, охватывающее "всю совокупность условий" их функционирования, включая компьютерные сети и современные библиотеки, что может быть обеспечено за счет адекватного финансирования, возможного только при сохранении государственного подхода к высшему образованию как общенациональному приоритету [2, с. Важнейшее значение для повышения качества имеет внутренняя самооценка наряду с внешней, осуществляемой силами независимых специализированных международных экспертов, по возможности, с соблюдением гласности. Следует учредить независимые национальные инстанции и определить сравнительные нормы качества, пользующиеся международным признанием. Должное внимание необходимо уделить конкретным институциональным, национальным и региональным условиям, с тем чтобы учесть многообразие и избежать унификации. Хотя педагогическая общественность страны разделилась на сторонников и противников Болонского процесса, новые преобразования в отечественном высшем образовании набирают силу. Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью: Основные цели Болонского процесса. Целями процесса, достижение которых ожидается к году, являются: Основные пункты Болонского процесса: Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата года обучения и магистратуры года , между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: Проблема соотносительности, таким образом, носит прежде всего качественный характер и заключается в том, чтобы основная масса выпускников соответствовала по своим профессионально-квалификационным характеристикам требованиям рынка труда, которые в свою очередь постоянно меняются, главным образом, с точки зрения профиля подготовки требуемых специалистов. Применительно к содержанию и организации обучения решение вышеназванной проблемы предполагает разработку и введение диверсифицированных образовательных программ, которые можно видоизменять в соответствии с конъюнктурой рынка, в частности, посредством применения модульной системы.

    Сказанное означает также, что в идеале необходимо обеспечить такое качество образования, которое позволит каждому выпускнику не только находить для себя оптимальную нишу трудовой деятельности, но и безболезненно менять ее в случае необходимости, самостоятельно выбирая и реализуя наиболее подходящую для этого форму непрерывного дополнительного образования. И, наконец, привлекательность европейских вузов и европейского высшего образования в целом для талантливой молодежи всего мира непосредственно обусловлена возможностью получения в Европе качественного образования. Речь идет о повышении конкурентоспособности европейских вузов на мировом рынке образовательных услуг. Решение этой масштабной задачи потребует проведения рассчитанных на длительную перспективу мероприятий, которые не всегда могут быть ограничены рамками систем образования. В частности, необходимо предусмотреть возможность адаптации образовательных программ и получаемых в результате их выполнения квалификаций к требованиям не только европейского, но и мирового рынков труда; расширить обучение на основных мировых языках; улучшить образовательный менеджмент, информационную деятельность и маркетинг; содействовать мобильности студентов и научно-педагогических работников и их трудоустройству в Европе.

    Болонский процесс и качество образования

    Но особое значение для повышения конкурентоспособности европейского высшего образования имеет, разумеется, улучшение его качества, поэтому предполагается прежде всего всемерно сочетать образование и научные исследования, обновлять образовательные программы и высшее образование в целом с учетом современного состояния науки и научных представлений о мире. В организационном плане ключевая роль отводится разработке и использованию взаимоприемлемых критериев и механизмов для оценки и подтверждения качества, в частности, предлагается новая модель обеспечения качества высшего образования, некоторые элементы которой присутствуют в эффективно функционирующих национальных системах оценки качества ряда стран, например, во Франции, Швеции, Дании, Великобритании. Основой этой новой модели служат следующие базовые принципы: Национальные системы оценки качества образования, существующие в настоящее время в разных странах, существенно различаются не только по целям и задачам, критериям и процедурам, но и многим другим параметрам, в том числе, степени вовлеченности в этот процесс правительственных государственных и общественных и профессиональных органов и учреждений. Несмотря на то, что везде официально заявленной целью оценки качества является его поддержание на уровне заданных стандартов или повышение, в действительности есть большие различия в самом понимании этой задачи, которое колеблется в широких пределах, - от необходимости усиления контроля за счет расширения и совершенствования отчетности до сведения оценки качества преимущественно к самооценке учебного заведения. Тем не менее, во всех случаях признается, что оценка качества образования должна основываться на двух составляющих: К примеру, в Германии до недавнего времени главная роль в обеспечении качества подготовки отводилась внутренней составляющей, которая в свою очередь основывалась на компетентности и ответственности преподавательского состава, руководителей вузов и учебных подразделений. Внутренний контроль качества образования в вузах Германии осуществлялся в основном факультетами, а точнее, их специальными комиссиями, отвечающими за учебный процесс. Учебная программа является также обязательным нормативным документом, в которой определены содержание изучаемой дисциплины, а также организационные формы ее изучения.

    Учебная программа разрабатывается на основе требований Государственного образовательного стандарта, учебного плана специальности. Учебная программа имеет следующую примерную структуру:. Пояснительная записка, в которой представлены общая характеристика дисциплины, цель и основные задачи ее изучения, отражены связи дисциплины с другими. Тематический план, отражающий наименование разделов и тем учебной дисциплины, максимальную учебную нагрузку по дисциплине, количество аудиторных часов и часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. Содержание учебной дисциплины, в котором конкретизируются требования к изучению всех разделов и тем учебной дисциплины на лекционных занятиях, а также приводится перечень и содержание практических, семинарских, лабораторных занятий по дисциплине. На основе учебной программы составляется рабочая программа. В ней конкретизируются цель и задачи изучения дисциплины в соответствии с определенной специальностью, учитываются требования учебного плана специальности, а также корректируется содержание лекционных, семинарских, практических занятий. Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части порции учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения. Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания. Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Программа — это средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, то есть имеет своего автора или авторов и относится, прежде всего, к его деятельности. Каждый педагог имеет право на создание авторской рабочей программы. В этом случае он представляет и защищает ее на заседании кафедры цикловой комиссии, педагогическом совете, методическом совете. После чего данная программа утверждается и имеет право использоваться в учебном процессе. Содержание образования представлено в обязательных элементах обучения - в учебниках и учебных пособиях различных типов: Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса.

    Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражения такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа. Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Далее, произойдет изменение структуры и содержания профессиональной подготовки.

    повышение качества образования в болонском процессе

    Продолжать работу в привычном режиме можно будет только до тех пор, пока не будет принят новый Перечень направлений и специальностей высшего образования и стандарты третьего поколения. Как только они вступят в силу, придется столкнуться с весьма сложными преобразованиями. Речь идет не о механическом сложении близкородственных специальностей, а о формировании нового содержания образовательных программ, о радикальном перекраивании всей сложившейся структуры подготовки по всем укрупненным группам специальностей. Здесь также много неясностей, хотя переход должен быть совершен в ближайшие два года. Надо отчетливо понимать, что в течение пяти лет нам предстоит работать в экстремальном режиме. Предполагаемые нововведения затронут все составляющие планирования, организации и обеспечения учебного процесса: К году положение несколько выправится: В этом контексте система менеджмента качества, разработанная в МосГУ применительно к задачам вузовской деятельности, оказывается важным инструментом реализации миссии вуза и достижения его целей в условиях неопределенности и сомнительных реформ. Вот только некоторые из элементов этой системы. Создан и функционирует механизм принятия управленческих решений, основанный на сборе, анализе и учете руководством идей, мнений и пожеланий заинтересованных сторон опросы преподавателей, студентов, работодателей; встречи с трудовыми коллективами; предложения подразделений в ежегодный план развития; совещания с деканами и заведующими кафедрами, расширенные ректораты и ученые советы. Приоритетами при принятии решений являются удовлетворенность потребителя, оптимизация затрат, здоровье и безопасность, компетентность персонала, инновации, обеспечивающие повышение качества деятельности вуза. Политика в области качества используется руководством как средство управления с целью улучшения деятельности организации посредством перевода потребностей и ожиданий заинтересованных сторон в соответствующие требования; доведение этих требований до сведения всего персонала МосГУ; планирования и осуществления мер, направленных на улучшение процессов и результатов.

    В контексте болонского процесса

    Политика в области качества действует для всех подразделений МосГУ, поскольку ими обеспечивается Образовательный стандарт университета. Руководители университета участвуют в достижении целей организации на основе установленной ответственности. Ректор МосГУ, управляя университетом на основе единоначалия, в последней инстанции лично отвечает за качество предоставляемых университетом образовательных услуг; координацию и управление системой менеджмента организации и связанными с ней действиями, включая удовлетворение потребностей клиента заказчика ; качество деятельности подразделений МосГУ и достигнутых результатов; верификацию деятельности надзор, испытания, мониторинг требований, обслуживание образовательных процессов и аудиты системы управления ; определение затрат на качество, выделение ресурсов и обеспечение точного анализа затрат и идентификацию проблемных сфер. Ответственность руководителей различных уровней управления проректоров, деканов, заведующих кафедрами, начальников управлений, директоров научно-исследовательских центров и др. Все государственные вузы считаются аккредитованными, однако они должны обладать правом осуществлять обучение и выдавать дипломы государственного образца, что означает также и возможность получения государственного финансирования. Это право ежегодно подтверждается министерством национального образования в форме публикуемых официальных списков видов подготовки наименований дипломов по всем признанным специальностям с перечислением вузов, в которых министерство предусматривает данную подготовку на предстоящий учебный год и соответственно планирует ее финансирование из бюджета. Основной формой внешнего контроля высших учебных заведений является оценка их деятельности, осуществляемая Национальным комитетом по оценке вузов, - независимым вневедомственным учреждением, созданным специальным законом в г. Задачей Комитета, таким образом, является периодическая объективная оценка конкретных вузов и ситуации в высшем образовании в целом. Результаты оценки, носящие информационный и рекомендательный характер, излагаются в виде ежегодных отчетов, направляемых сначала президенту, парламенту и правительству, а затем и широкой общественности в форме открытых публикаций. Такая оценка высших учебных заведений представляет собой некоторую аналогию аттестации вузов в других странах. При этом между оценкой и аттестацией имеются существенные различия как в процедурах, так и назначении: В содержании процедуры оценки ключевыми элементами являются самооценка на основе самоотчета вуза, мнения студентов и оценка внешних экспертов, результатом сопоставления и обобщения которых становится окончательный отчет и заключение Комитета по конкретному вузу.

    В высшей школе России основным инструментом контроля над качеством деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования являются государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки специалистов. Государственные образовательные стандарты второго поколения содержат требования к уровню подготовки абитуриентов, наиболее общие требования к основным образовательным программам, а также требования к обязательному минимуму их содержания. Основные образовательные программы включают базисные учебные планы, примерные программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования сформулированы требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, а также организации различного рода практик, итоговой государственной аттестации и уровню профессиональной подготовленности выпускников, что соответствует в сущности набору компетенций, выраженных в операциональной форме.

    повышение качества образования в болонском процессе

    Содержание основных образовательных программ высшей школы считается одним из ключевых показателей качества образования: Содержание обучения дает однозначное представление о сбалансированности образовательной и профессиональной, фундаментальной и практической составляющих; наличии и соотношении федерального и национальных региональных компонентов, а также курсов по выбору и разветвленной системы специализаций. Не менее важным показателем качества образования является и наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава. На федеральном уровне утверждены качественные показатели, характеризующие квалификационную структуру кадрового состава образовательных учреждений высшего профессионального образования различного вида институт, академия, университет , а в целях повышения эффективности его использования осуществляется формирование корпоративных межвузовских образовательных программ, направленных на привлечение наиболее квалифицированной части вузовской профессуры с высоким педагогическим и научным потенциалом, что несомненно способствует повышению качества образования.